Шрифт:
Междустрочный интервал:
Межбуквенный интервал:
07.09.2020
Памятка содержит ответы на все важные вопросы, а также форму заявления в Минюст.
Методические рекомендации Экспертно-аналитического центра при Общественной палате Российской Федерации для НКО, претендующих на статус ИОПУ, АСИ представляет с обновлениями на март 2018 года.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в 2015 – 2016 годах в ежегодных посланиях Федеральному Собранию отметил важность вопроса поддержки некоммерческих организаций, зарекомендовавших себя как безупречные партнеры государства, и указал на необходимость установления правового статуса «некоммерческая организация – исполнитель общественно полезных услуг», разработки всей необходимой нормативно–правовой базы. В 2016 году был принят ряд федеральных законов, направленных на установление указанного статуса и правовой основы для оказания таким организациям поддержки со стороны государства.
Президент Российской Федерации своим Указом утвердил приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг (далее также – ОПУ, услуги), Правительство Российской Федерации на их основе утвердило перечень ОПУ, критерии оценки качества оказания ОПУ и порядок признания организаций исполнителями общественно полезных услуг.
В 2017 году продолжено развитие нормативно–правовой базы, регулирующей порядок признания социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также – СО НКО, организация) исполнителями общественной полезных услуг.
Полномочиями по оценке качества ОПУ и выдаче заключения о соответствии ОПУ установленным критериям оценки качества наряду с федеральными органами исполнительной власти наделены территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочиями по принятию решения о признании СО НКО исполнителями ОПУ наряду с Минюстом России наделены территориальные органы Минюста России.
Кроме того, расширены приоритетные направления деятельности в сфере оказания ОПУ и перечень ОПУ.
В январе 2018 года внесены изменения в Правила принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89 «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг».
Установлено разграничение полномочий:
– между федеральными органами исполнительной власти и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – по оценке качества ОПУ и выдаче заключений о соответствии качества ОПУ установленным критериям качества;
– между Минюстом России и его территориальными органами – по принятию решения о признании организации исполнителем общественно полезных услуг.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Какими нормативными правовыми актами регулируются
правоотношения в сфере признания некоммерческой организации
исполнителем общественно полезных услуг
1) Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 31.4) (1);
2) Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» (2);
3) постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания»(3);
4) постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89 «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг»(4).
1.2. Какая организация может быть признана исполнителем общественно полезных услуг
1) Исполнителем общественно полезных услуг может быть признана СО НКО, которая отвечает следующим требованиям:
– на протяжении одного года и более оказывает ОПУ надлежащего качества;
– не является НКО, выполняющей функции иностранного агента;
– не имеет задолженности по налогам и сборам, иным, предусмотренным законодательством Российской Федерации, обязательным платежам (например, платежи во внебюджетные фонды).
1.3. Какие услуги могут быть признаны общественно полезными
Перечень общественно полезных услуг утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096. Перечень услуг достаточно обширен. К примеру, это услуги в сфере:
– предоставления социального обслуживания на дому, а также в стационарной и полустационарной форме;
– содействия в вопросах трудоустройства;
– реабилитации и социальной адаптации инвалидов и детей–инвалидов;
– социальной помощи и социального сопровождения детей, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– профилактики социального сиротства и социального сопровождения семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав и профилактики отказа родителей от воспитания своих детей;
– социальной адаптации и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
– оказания помощи семье в воспитании детей;
– организации отдыха и оздоровления детей;
– дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей;
– психолого–педагогического консультирования, медицинской и социальной помощи обучающимся;
– дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности;
– профилактики социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании;
– медико–социального сопровождения лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в медицинской паллиативной помощи;
– медико–социальной реабилитации лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью;
– физической культуры и массового спорта;
– сбора, обобщения и анализа информации о качестве оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность в части популяризации системы независимой оценки качества;
– развития межнационального сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.
Полный перечень ОПУ содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096.
1.4. Каков алгоритм действий некоммерческой организации при
получении статуса исполнителя общественно полезных услуг
1. Организация должна получить заключение о соответствии качества оказываемых ею услуг установленным критериям в органах власти, осуществляющих оценку качества общественно полезных услуг.
В зависимости от компетенции такую оценку осуществляют федеральные органы исполнительной власти либо территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее также именуемые совместно – заинтересованные органы, органы власти, осуществляющие оценку качества). Подробнее см. раздел II.
2. После получения заключения о соответствии качества оказываемых ОПУ установленным критериям необходимо обратиться с заявлением о признании организации исполнителем общественно полезных услуг в Минюст России либо его территориальный орган (в зависимости от компетенции). Подробнее см. раздел III.
1.5. На какой срок организация признается исполнителем общественно полезных услуг
Организация признается Минюстом России либо его территориальным органом исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг сроком на 2 года.
По истечении 2 лет со дня получения такого статуса организация исключается из реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.
1.6. Какие привилегии предоставляет некоммерческой организации
статус исполнителя общественно полезных услуг
Некоммерческая организация, признанная исполнителем ОПУ, включается в реестр НКО – исполнителей ОПУ и наделяется правом на приоритетное получение мер поддержки в прядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Такая поддержка будет оказываться СО НКО, признанным исполнителями ОПУ, не менее 2 лет.
1.7. Какие меры государственной поддержки предусмотрены для социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с федеральным законодательством
Формы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций определены в статье 311 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях».
Одной из наиболее востребованных мер государственной поддержки является предоставление бюджетных субсидий за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Также такие организации смогут претендовать на:
1) получение во владение и (или) в пользование государственного или
муниципального имущества;
2) использование бесплатного эфирного времени на государственных и муниципальных теле– и радиоканалах, бесплатной печатной площади в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях, а также на размещение своих информационных материалов в информационно– телекоммуникационной сети «Интернет»;
3) организацию государственными органами и органами местного самоуправления курсов повышения квалификации и обучающих мероприятий для работников и добровольцев таких организаций.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с перечисленными формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Подробнее в источнике:https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.asi.org.ru%2Fnews%2F2017%2F02%2F27%2Fpamyatka-nko-iopu%2F&post=-156587934_728&cc_key=