Первый шаг в любом деле – это постановка целей. До того, как выбрать, чем конкретно вы будете заниматься, вы должны решить, а лучше – записать, ЗАЧЕМ вы планируете стать предпринимателем.
Если вы начнете, «чтобы попробовать», «авось что получится» или «у других же вроде нормально дела» — это очень плохие цели. Решайте именно для себя, зачем вам свое дело: какого дохода вы хотите достигнуть в первый месяц – на конец года – через 2 года? На какие целевые аудитории выйти, с какими партнерами наладить взаимодействие? Чему научиться, до какого уровня вырасти через 2-3 года?

 

Существует множество хороших фильмов, тренингов и марафонов по постановке целей. Если вы еще ни разу не практиковались в постановке целей (например, по SMART) — выбирайте любой ресурс и изучите эту тему сегодня.

После того, как цели поставлены, можно переходить к разработке бизнес-модели. Как именно будет выглядеть Ваш бизнес, в самых мелких деталях? В нашем руководстве мы будем использовать три укрупненных бизнес-модели:

• «Магазин»: бизнес-модель объединяет все виды торговли: для старта бизнеса вы ищете хороший товар, затем организуете его продажу и доставку. Магазин может быть организован как в виде розничной точки, так и в онлайн-формате;
• «Мастерская»: если вы производите какой-то новый продукт из сырья или комплектующих, а затем продаете в розницу физическим или юридическим лицам;
• «Сфера услуг»: всегда нематериальна и связана с человеком, непосредственно оказывающим услугу. Парикмахер, мастер маникюра или массажист, организатор праздников или фотограф, психолог или дизайнер, юрист или консультант, няня или медсестра – все это работники сферы услуг.

Три этих модели могут совмещаться. Например, Вы можете производить мыло («мастерская»), продавать его сами в розничной точке или онлайн («магазин») и проводить мастер-классы по изготовлению сувениров ручной работы (сфера услуг).
Продумывая свою бизнес-модель, собирайте все лучшее от уже действующих бизнесов (их легко найти в соцсетях и просто по поиску в интернете), но адаптируйте к своей территории и к своим личным особенностям. Например, если Вас увлекла тема креативных причесок или профессиональной спортивной одежды, но в Вашем городке просто нет достаточного количества клиентов, кто бы заинтересовался этим продуктом, вам нужно решить: либо Вы перестроитесь под спрос (будете стричь и шить что-то более простое, востребованное местным рынком), либо будете осваивать другие аудитории (переедете в более крупный город или найдете клиентов через онлайн-площадки).

Для успешного старта бизнес-модель должна быть продумана до самых мелочей: вопросы скидок, доставки, запроса рекомендаций, дополнительной доходности должны быть решены до получения первого заказа.

А чтобы определить, будут ли первые заказы, бизнес-модель нужно проверить: разместить в соцсетях, на площадках бесплатных объявлений информацию о ваших товарах или услугах – как будто они уже есть в наличии. Если клиенты заинтересуются и начнут задавать вопросы или размещать заказы – бизнес-модель можно считать жизнеспособной. Если же вы ошиблись и ваш продукт не востребован или у вас не получается найти клиентов и донести до них ценность продукта – вы сможете избежать лишних расходов на закупку товара или материалов для его производства и вовремя перестроиться на другую бизнес-модель.

Обратите внимание, что для старта и впоследствии для развития бизнеса вам потребуется разработать и постоянно совершенствовать продуктовую линейку. Недостаточно решить, что Вы будете заниматься «организацией детских праздников». Нужно сразу продумать все варианты конкретных услуг, которые можно заказать: от бесплатной консультации до регулярного сопровождения семьи в течение нескольких лет. В продуктовой линейке должны быть простые и легкие элементы, с которых приятно и безопасно начать знакомство с вашим проектом (пробники, праздники, семинары, онлайн-марафоны и т.д.). Середину продуктовой пирамиды составляет то, что будет приносить ежедневный стабильный доход (самые востребованные в широкой массе клиентов товары и услуги, качественные, но не требующего вашего прицельного внимания). Больше всего прибыли обычно приносит верхняя часть пирамиды: VIP, люкс, индивидуальное сопровождение, когда Вы работаете лично с каждым из клиентов с необходимым уровнем дохода (индивидуальное сопровождение, уникальный дизайн, спецзаказ и т.д.).

Пробуя новые направления на рынке, вы постепенно будете уточнять свою нишу и специализацию. Обращайте внимание, с какими клиентами и по каким продуктам у вас получается работать на «отлично», в каких ситуациях вы получаете превосходные отзывы и чувствуете себя великолепно? Это знаки вашей будущей специализации, ваших лучших ниш.

Каждый день и каждая сделка должны быть связаны для вас с вопросом «что еще я могу улучшить в своем продукте?». Работая над качеством продукта, вы укрепляете связь с покупателями и находите опору для будущего повышения цен.

Регулярно пополняйте свое портфолио. Даже если конкретная работа или сделка кажутся вам не идеальными, просто запишите свои результаты за прошедший день, по возможности получите отзыв и сделайте фото/видео. Портфолио работает превосходно, помогая новым клиентам узнавать свои ситуации и запросы в том, чем вы занимаетесь каждый день.

Проект «Социальный контракт: Учимся вместе» реализуется Автономной некоммерческой организацией «Ресурсный центр поддержки и развития некоммерческой организации «Мастерская социальных проектов» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом Президентских грантов, информационной и методической поддержке Министерства социального развития Пермского края, Пермской региональной общественной организации по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства «НАСМНОГО», проекта «Крепкая семья» в Пермском крае. Проект является победителем XXIII конкурса социально-значимых проектов «Город — это мы»

#мастерскаясоцпроектов59
#насмного59
#крепкаясемья59
#минсоц59